image001

Батькам

  Для этого периода развития детей главной становится общественно-полезная деятельность. Появляется желание взролости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, самоопределение, умение подчинять свои интересы нормам коллективной жизни.

   Психолог Бюлер называет этот период фазой негативизма, когда проявляются беспокойство, тревога, раздражение, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность. Это период суеты, противоречий, абстрактного бунта, меланхолии. Сегодня он безразличен ко всему, завтра он хочет весь мир исправить. Настроение постоянно меняется.

  Есть отличительная черта подростков, которую родители должны понимать и принимать, именно в подростков возрасте их взгляд направлен внутрь себя, он открывает свой внутренний мир.

   У подростка весь мир крутится вокруг него и должен интересоваться только им. Молодые люди заняты собой, своими чувствами, разглядыванием своих бицепсов и прыщей, прослушиванием громкой музыки, увлечением компьютерными играми и большим интересом, что о них думают, и, что о них говорят, заняты своими обидами на всех вместе, и на всех в отдельности. Уходят в личное погружение в своей комнате. Могут стоять полтора часа у зеркала, подправляя свою чёлку. У них есть время мерить джинсы по два часа. Им хочется быть в центре. В этом возрасте хотят внимания, поэтому так себя вызывающе ведут, поэтому они громко кричат: «Вы меня видите?» Это ощущение с которым ходят наши дети. А есть наоборот, которые не хотят себя проявить, а предпочитают стать невидимкой, или вообще никуда не высовываться.

  У девушки Нины есть проблема: прыщ соскочил на носу. Скажите, она выйдет из дома? Она не выйдет из дома. Ведь все будут смотреть на неё. Стыдно. В её воображении — народ тут же сбежится и будут шептаться: — Видите, там у неё прыщ на носу. В этом возрасте подросток хочет быть каким – то особенным, ни как все, поэтому одевается крикливо. Начинается поиск самого себя. Хочется выглядеть по-особенному. Поиск самой личности выливается в бунт против родителей. Воюют с родителями, чтобы найти свою исключительность, а с другой стороны копирует своих друзей, как попугайчики. В этом возрасте важно, что скажет подруга, или друг. Вся их жизнь – друзья.

  Подросток сделает всё, что угодно, лишь бы быть принятым в компанию сверстников. Подросток – это человек, с которым сложно и которому сложно. Какие они подростки? Ищущие и легкоранимые. Всё испытывают и подвергают сомнению, легкоранимы, максималисты, непостоянны, нуждаются быть лидером. Каковы причины появления переходного возраста? Каковы причины его появления?

  Раньше не было этого перехода. Объективно эта проблема остро в семье не стояла. Ведь раньше всё иначе было. Мальчик в 11-12 лет уже выходил на работу, чтобы хоть как-то помочь родителям прокормить семью. В 13 лет он уже мог управлять хозяйством и где-то замещать своего отца. На него полагались, надеялись, а главное доверяли. Мальчика в 15 лет посвящали в рыцари, он автоматически становился взрослым.

  У еврейского народа есть посвящение мальчика в юношу. Его при всех объявляют взрослым. Как он себя при этом чувствует, можете представить. Девочки же помогали матери по дому вести тяжёлое домашнее хозяйство. Это не так, как сейчас. Полуфабрикатов не было, ни стиральных, ни посудомоечных машин, ни миксера, ни пылесоса, ни микро, ни турбо, ни ультра на кухне не было. Надо было стирать, выжимать, гладить, драить, чистить, варить. Маленькие девочки стояли около матери и учились. Чуть подросли, уже были помощницами. И к 13-ти годам на их плечах уже была ответственность за целое хозяйство. А в 15-ть уже чувствовали себя взрослыми и созревшими во всех пониманиях этого слова. Не было времени на переходный возраст.

  Совершенно иную картину мы видим сейчас. Каково состояние современного человека – подростка? Что имеет современный подросток? Неограниченное образование. В шестнадцать лет он не становиться взрослым. До 17-ти он учится в школе, а потом ещё 5 лет в ВУЗе, прежде чем кем-то стать. У него всё в жизни поменялось. Для него всё становится трудным. Наступает кризис. «Ты же взрослый. Ты можешь сам убрать». – Говорят родители. А в другом случае: «Ты ещё маленький. Ты не можешь сам купить брюки». Почему? Не говорите ему в один раз – ты уже большой, а в другой – ты ещё маленький. Как они это не любят.

   Если ребенку требуется принять на себя какие-то обязанности, то он воспринимается как взрослый. Но как только речь заходит о свободе, подросток становится в глазах окружающих «ребенком». Его пытаются контролировать даже в мелочах. Такая ситуация приводит подростка к конфликту, возникает «двойной стандарт». Мы взрослые приносим в их жизнь «двойной стандарт». Мы не даём им возможность быть взрослыми. Мы тотально контролируем их. нам хочется нажать кнопку, чтобы в один момент произошло чудо — он стал взрослым. Наступает бунт, конфликт. Общим знаменателем у мальчиков и девочек является: «Во всём виноваты родители». И не важно, что они делают, их никто не понимает! Никто по-настоящему ими не интересуется! В это время подростки борятся со своими родителями за независимость. Им нужна свобода, чтобы делать то, что им хочется.

  Тем не менее они пока ещё не способны жить независимо от родителей ни эмоционально, ни финансово. И результат – конфронтация, войны. Начинается проблема, называемая «Отцы и дети». Это тяжёлое время и для родителей, и для подростков. И чем цивилизованнее общество, тем сильнее обостряется конфликт. Подростковый возраст ещё называют «конфликтным» или «трудным». Мир в котором живут наши дети, сложный, конфликтный.

Субъективные причины появления переходного возраста.

  Почему есть переходный возраст? Первая причина – общество не дает подросткам ответственность и возможность вносить свой вклад в общество.

  Наши дети не несут никакой ответственности. Кто создал такие идеальные условия безответственности? Мы сами, мы родители. Современный прогресс принёс большое облегчение в нашу жизнь. Уже не надо бороться за своё физическое существование. Замученные в своём детстве некоторые из родителей, с воодушевлением теперь захотели подарить счастливое детство своему потомству. «На, Вася, получай. Папа тебе всё даст. У меня этого в детстве не было, хоть у тебя будет. На».

  И Вася с радостью принимает, принимал, и будет принимать, беспечно, ни о чём не думая, без забот, ещё и ещё. Васеньке дали счастливое детство, а главное ни за что не надо отвечать. Ведь они ещё маленькие. Что понимает ребёнок тринадцати лет? Нож, ножницы не бери – порежешься. Сын хочет забить гвоздь – нет, ты стены испортишь. Дочь пытается сварить обед, не прикасайся к продуктам, всё выбросишь, потраченные деньги. Лучше сделаю сам, сама. Родители не доверяют своим детям, не верят в их силы, умение, поэтому не дают ответственности. Всё это частичные субъективные причины появления переходного возраста. Наличие ответственности и доверия могло бы позволить нашим детям повзрослеть быстрее.

Объективные причины появления переходного возраста.

  Есть ещё более глубокая объективная причина в этом явлении. Не просто так остро стоит проблема подросткового возраста. Человек так устроен, что он одновременно живёт в трёх плоскостях человеческого существования, три силы он ощущает в себе: физиологическую, эмоциональную и интеллектуальную. В каждой из этих сфер ребёнок должен пройти необходимое развитие, чтобы дойти до более совершенного взрослого состояния. При этом необходимо, чтобы существовало некое соответствие, гармония между этими силами. Проанализируем, что происходит с нашими детьми. Начнём с физиологии. Физические особенности развития. В подростковом возрасте происходит кардинальная перестройка организма, этап физического и полового созревания.

  Происходит активизация гормонального фона в организме. Гормонов выделяется в 2 раза больше, чем у взрослого. Гормоны роста и половые гормоны вызывают интенсивное физическое развитие. Тело растёт большими темпами, происходит интенсивный рост скелета: голова, кисти рук, ступни, конечности. В пятнадцать лет юноша может выглядеть как взрослый мужчина, а девочка в тринадцать лет, как взрослая девушка. Скачок роста происходит в разное время: он может начаться как в 9 лет, так и в 14 и даже позже, у каждого своё расписание. Девочки опережают в физическом развитии мальчиков на 1,5 — 2 года. Рост тела происходит не равномерно, не пропорционально – руки и ноги удлиняются быстрее, чем расширяются плечи, наблюдается угловатость, неуклюжесть, неловкость: всёу него падает, ломается. Он не научился ещё управлять изменёнными пропорциями своего тела.

  Физические изменения делают подростка более взрослым, чем он есть в действительности. Очень важно понимать, что в этот период у детей повышенное внимание к собственному телу, подростки очень интересуются своим внешним видом и одеждой. Такие обычные «проблемы», как родинка на лице или отсутствие модной одежды, взрослому покажутся пустяковыми; но для подростка это чувствительные удары по самооценке. Они думают, что все вокруг пристально смотрят на них и смеются над ними. Велик интерес к противоположному полу. В это время мальчики и девочки говорят друг с другом об этом интересе. Мальчики становятся «охотниками за девочками», и наоборот. Подростки вполне осознают уровень своего полового развития, и в этом возрасте начинаются сексуальные эксперименты.

  Нам нужно во всеоружии встретить вопросы вроде: «Что плохого в добрачном сексе?» Интеллектуальные особенности развития. С интеллектуальным развитием тесно связано, начинающееся в этот период, становление основ мировоззрения. Переходят от конкретного к логическому, абстрактному мышлению . Они больше ничего не принимают на веру, всё подвергают критике и сомнению, требуют доказательств. Рассуждают об идеалах, о будущем, создают свои собственные теории, приобретают новый, более глубокий взгляд на мир, проявляется импульс к творчеству. Нужно давать им возможность самовыражаться. Они могут размышлять над многими понятиями: «Для чего я живу? А что со мной будет?». Мир мечтаний для них приоритетнее.

  Отрывок из повести «Детство, отрочество, юность» Л.Н.Толстого Мечты: «Припоминая то, что я сделал, я не мог вообразить себе, что со мной будет; но смутно предчувствовал, что пропал безвозвратно. То я воображаю себя уже на свободе, вне нашего дома. Я поступаю в гусары и иду на войну. Со всех сторон на меня несутся враги, я размахиваюсь саблей и убиваю одного, другой взмах — убиваю другого, третьего. Наконец, в изнурении от ран и усталости, я падаю на землю и кричу: «Победа!» Генерал подъезжает ко мне и спрашивает: «Где он — наш спаситель?» Ему указывают на меня, он бросается мне на шею и с радостными слезами кричит: «Победа!»

  Я выздоравливаю и, с подвязанной черным платком рукою, гуляю по Тверскому бульвару. Я генерал! Но вот государь встречает меня и спрашивает, кто этот израненный молодой человек? Ему говорят, что это известный герой Николай. Государь подходит ко мне и говорит: «Благодарю тебя. Я все сделаю, что бы ты ни просил у меня». Я почтительно кланяюсь и, опираясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы умереть за него». И снова я вижу себя не генералом, спасающим отечество, а самым жалким, плачевным созданием». Они могут размышлять о вещах, которых не знают. Чувствительны к противоречиям.

  Все подростки чувствуют себя страшно взрослыми. Через телевидение и интернет перед детьми открыт весь мир, они засыпаны информацией, которую родители не слышат. Поэтому интеллектуально дети созревают очень быстро, а вот эмоциональная зрелость остаётся в недоразвитом состоянии. Эмоциональное развитие подростка. Подростковый возраст считается периодом повышенной яркости и бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Их нужно постоянно вдохновлять, сами они не справятся. У подростков настроение меняется непредсказуемо: то подьём, когда эмоции на пике, то спад до нуля. Чувства, сильны, но хрупки. — Характерно сосуществование противоположных эмоций (и любить и ненавидеть одновременно).

  Сейчас они радуются, а через минуту могут расстроиться и плакать. Будьте готовы успокаивать бурю. Как яркий пример характеристики состояния – сравнение: подросток = «контуженный солдат». — Могут впадать в состояние «эмоционального нуля», когда им всёравно. Но долго быть в этом состоянии они не могут, поэтому пытаются вывести себя любым способомом. Могут пойти искать приключения, если не будут научены. Эмоциональное «застрявание» может наступить, когда испытывают чувство обиженности. Он будет сидеть себе в этом состоянии, и не в состоянии себя переключить. Им свойственны чувства одиночества, непонятности и тоски. Эти чувства они часто описывают в дневниках или стихах. Знание особенностей развития подростка в период его взросления позволит понять его поведение . Что такое переходный возраст?

  Итак, что такое переходный возраст? Куда же они переходят? Из детства, от полной зависимости от родителей, во взрослую жизнь, к возможности самостоятельного существования. В подростковом возрасте ребёнок проходит бурный этап развития всех трёх составляющих частей: физиологической, эмоциональной, интеллектуальной. Перед нами вырисовывается картина — взрослый человек с душой ребёнка. Уже не ребёнок, но ещё не взрослый. Это определение мы и называем переходным возрастом. Переходный возраст– это состояние взрослости человека с душой ребёнка. Большие, порой необузданные потребности созревшего тела и напичканный неупорядоченной информацией критический ум, с одной стороны, вместе с недоразвитым эмоциональным миром, с другой стороны, всё вместе порождают взрывчатую смесь.

  Это — то состояние, которое проходят наши дети. Оно и порождает взаимное недопонимание, постоянные конфликты в доме. Скандалы. — Всё, убегу. Никто меня не понимает. — Отсутствие душевной зрелости не даёт им разобраться, понять самих себя, выразить свои чувства. Подростки чувствуют себя взрослыми, равными родителям, а порой превосходящими их в знании. Порой родители не всегда разбираются в передовых криках моды, всяких музыкальных группах, в компьютерных играх. Поймите, в их чёрно-белой голове всё устроено так: если родители не понимают в компьютере, если папа не знает даже, что такое «энтер», значит они и в жизни не разбираются. Значит папа с мамой не являются авторитетом.

  Поэтому они попробуют выяснить у своих друзей, или найдут ответ в интернете, там всё написано. Итак, мы с вами дали определение переходному возрасту и коротко разобрали субъективные и объективные причины существования этого явления. А теперь перейдём к следующему вопросу, как обнаружить переходный возраст? Каковы его особенности? Как обнаружить переходный возраст? Признаки. Однажды один знакомый рассказывал, что у него росли две дочери. И в одно прекрасное утро, когда им исполнилось 13–14 лет он обнаружил, что его милые, добродушные дочери пропали, а вместо них заселились два неузнаваемых бунтаря По совету опытных людей он вобрал голову в плечи, чтобы пережить эти катаклизмы. И в районе возраста 18 лет, в одно прекрасное утро он с радостью обнаружил, что его милые, любимые дочери опять вернулись к нему. Перечислим несколько явных признаков.

  Проследим, что с ними происходит. Подростки оставляют детский мир: защищённый, определённый, безответственный, но и полный разочарования. И переходят в мир зрелый, неизведанный, угрожающий. В одно и тоже время он хочет быть взрослым и не быть им. Тело и разум ему диктуют быть взрослым, а в душе ему хочется оставаться ребёнком. Отсюда наиболее характерное поведение – впадение в крайности: то в одну сторону, то в другую. Мир подростков полон подъёмов и спадов. Их мир чёрно-белый. В один день он стесняется выйти с мамой на улицу, а придет домой ластится к ней, как будто это маленький ребёнок. Сегодня может съесть количество еды на всю семью и за себя и за них. А завтра устроит забастовку, ничего не ест. Сегодня он весь в идеале: всё сложит, выправит, погладит, назавтра всё разбросано, всё пусто, глупо. Один день любит природу, школу, учителей, родителей. Он готов весь мир обнять, накатывают чувства – готов всех любить. Завтра: «Ненавижу».

  Кого? Всех ненавижу, все продажные. Видя, как ваши сыновья и дочери вжимаются в сиденье автомобиля, когда вы проезжаете мимо их ровесников, стоящих на углу, вы понимаете, что они шагнули за черту взрослости. Это явный признак того, что в жизни ваших детей наступает период, когда они желают освободиться от контроля со стороны родителей. И с этого момента знайте, что в ближайшие пять — восемь лет вам предстоит вращаться вокруг планеты Юность. И конечно планета Юность – 2012 находится в совершенно другой галактике, нежели та, в которой выросли мы. Методы воспитания, которые служили вам верой и правдой, когда ваши дети были малышами, не действуют на этом новом этапе их жизни. Когда они были маленькими, вы могли контролировать их окружение, всё, что они смотрят по телевизору и с кем дружат.

  С наступлением юношеского возраста об этом можно забыть. Вы по-прежнему можете влиять на своих детей, но не контролировать. Лет с двенадцати ваши дети начнут отдаляться от вас. Они станут больше зависеть от сверстников и становясь взрослее, могут даже вести себя так, будто стыдятся таких «некрутых родителей». Это совершенно нормальная стадия развития, и мудрый родитель отнесётся к происходящему с чувством юмора.

Comments

comments

Share this Post!

About the Author : admin

Profile photo of admin